Краеведение

ЖИЗНЬ СЕЛА НИКОЛАЕВКА ПОД ОМОФОРОМ СВТ. НИКОЛАЯ

ЖИЗНЬ СЕЛА НИКОЛАЕВКА ПОД ОМОФОРОМ СВТ. НИКОЛАЯ

Происхождение названия села: первоначальное название поселение получило от рядом находящегося Берёзового лога — Берёзовец. Деревня была владельческая. До революции в России так называли селения, находящиеся в частном владении. Принадлежала капитану Николаю Герасимову. Позднее деревня стала именоваться по имени помещика — Николаевка. В обиходе продолжало использоваться также старое название Берёзовец. В 1790-х годах Николаевкой владел уже другой помещик — капитан Николай Афросимов. В это время первое название деревни из обихода вышло окончательно. Деревня стала именоваться Николаевка (Афросимово).
Месторасположение и быт жителей: Село расположилось на правой стороне реки Олым, по обе стороны Берёзового лога. Олым в жаркое время, в самых мелких местах бывала глубиной в 2 аршина (1,42 м.), шириной 5 сажень (10,67 м.). В реке водилась рыба: щуки, окунь, плотва, лини, караси. Рыбу крестьяне ловили для помещичьего домашнего обихода. Воду для питья и домашнего хозяйства жители брали из реки. Почва чернозём, местами глинистая, наилучший урожай давали овёс и рожь. На полях водились птицы: перепёлки, стрепеты, жаворонки. При водоёмах: дикие утки, кулики. Крестьяне занимались хлебопашеством, состояли на сдельщине с помещиком, на которого запахивали 80 десятин земли (87 га.), а оставшуюся на себя. Женщины помимо полевой работы занимались домашним рукоделием: пряли лён, посконь (мужское растение конопли) и овечью шерсть, ткали холсты и сукна для своего хозяйства и на продажу. На реке Олым стояла мучная мельница, работавшая круглый год, за исключением весеннего половодья. Ежегодно мельница приносила помещику доход 200 рублей.
   Нужда жителей села в собственной церкви: До возведения собственного храма, жители деревни были прихожанами церкви в честь святого великомученика Георгия села Орехово. Надо отметить, что люди, не имея церкви в своём селе, шли, преодолевая немалые трудности в соседнее. Православный народ жил церковной жизнью, участвовал в Таинствах. Младенцев –крестили, вступающие в брак — обязательно венчались, всех умерших, кроме исключительных случаев — отпевали, люди регулярно причащались. Им приходилось преодолевать дальнее расстояние от Николаевки до приходского храма. По пути протекала река Кастюра и пролегали три буерака. Преодолевать все эти препятствия приходилось с большими трудностями. Николаевские жители терпели нужды в требах: молебнах, освящениях, панихидах.
Совместное решение о строительстве новой церкви в честь святого Николая Чудотворца: В связи с существующей проблемой, помещики деревень: Николаевки (Афросимово) — капитан Николай Афросимов; Богоявленской (Котовки) — прапорщик Петр Чуйков; Спасской — подполковник Ермолай Широков, с приказчиком Ефимом Малогорским, и однодворцами этих деревень, пожелали построить деревянных храм во имя святителя Николая Чудотворца в деревне Николаевке. В приход новой церкви захотели войти более сотни (110) дворов. Святитель Николай всегда пользовался особым почитанием на Руси, в честь него основано множество храмов.
Формирование двух отдельных приходов — в Орехово и Николаевке: За вычетом выше указанных деревень в приходе села Орехово осталось три сотни дворов. Владыка Тихон, епископ Воронежский в донесении Святейшему Синоду отмечал: «…по мнению моему, обе церкви содержаться могут не скудно; наипаче, когда один комплект священно и церковнослужителей от старой церкви будет отделен к новой…». Определением от 4 сентября 1786 года, Святейший Правительствующий Синод приказал: «… В помянутой деревне в означенное наименование, на основании представления его преосвященства построить (церковь), и к оной одного священника с причтом из приходу села Орехова перевести дозволить…».
   Благоустройство храма в последующие годы: более чем через четыре десятка лет (41 год) деревянное здание храма было перестроено в капитальное каменное сооружение. Занимался строительством сын помещика Николая Афросимова, Лев Афросимов. К этой церкви считался приписным храм Святителя Димитрия Ростовского села Богоявленского (Котовка). В приходе были деревни: Петровская, Новоольшанские выселки (впоследствии — село Олым), Веровка, Спасовка». Прихожан 700 душ.
Церковное здание перед революцией: Согласно страховой оценки Николаевской церкви села Николаевка (Афросимово) за 1910 год: церковь кирпичная, длина вместе с колокольней — 14 сажень (29,87 м.), наибольшая ширина 7 сажень (14,94 м.), высота до верха карниза 4 сажени (8,53 м.). На церкви, кроме купола, 4 малых главы. Дверей — 6. Иконостас длиной и высотой 4,5 сажени (9,6 м.). Колокольня в один ярус, высотой 3 сажени (6,4 м.). Церковь не отапливалась, построена в 1827 году. Новая церковно-приходская школа построена в 1912 году. Дом священника деревянный, построен в 1914 году.
   Трагические революционные события. Гонения на церковь: С тех пор, как власть захватили большевики, Церковь оказалась в тяжёлых условиях. Властям были чужды традиционные духовные ценности православного народа. Их целью являлось утверждение идеологии коммунизма. Церковь — хранительницу истинных духовных традиций, воспринимали как помеху и конкурента в борьбе за ум и душу народа. Повсеместно закрывались храмы. Церковь, и вообще все связанное с религией, стало объектом издевательств и преследования. Храмы грабили, оскверняли и разрушали проявляя невиданные ненависть и цинизм.
   Закрытие и разрушение храма: В архивном фонде отдела управления Воронежского губисполкома в списке действующих церквей Землянского уезда по состоянию на 25 августа 1922 года значится Николаевская церковь в с. Николаевка (Афросимово), здание каменное. Договор с уисполкомом, не заключен. Изъято церковных ценностей: весом — серебра — 2 кг. 179 гр. Храм был закрыт между 1924 и 1928 годами. Этот вывод можно сделать исходя из того, что по административному делению на 1924 год Николаевка имеет статус села, а на период 1927 — 1928 годов, Николаевка уже имеет более низкий статус деревни. Документов о закрытии храма в архивах не выявлено. Здание храма было разрушено полностью.
   Выявленные имена священно — церковнослужителей: протоиереи: Николай Оскоченский; Михаил Оскоченский; Василий Буянов; диакон Пётр Попов; псаломщики: Василий Анохин; Иоанн Девицкий; пономарь Пётр Митропольский.

Священник Александр Шашкин



Все новости раздела


Другие новости раздела

Село Васильевское (Камынино)

Село Васильевское (Камынино)

Село Васильевское (изначально хутор, деревня) Землянского уезда Воронежской губернии (сейчас Краснознаменского сельсовета Касторенского района) располагалось в 70 верстах от губернского города и в 40 верстах от уездного.

Фамилия Суковкиных и возникновение поселения Суковкино

Фамилия Суковкиных и возникновение поселения Суковкино

Дорогие друзья, сегодня мы расскажем о фамилии Суковкиных и возникновении поселения Суковкино.

Популярные новости

Праздник памяти святых апостолов Петра и Павла
Новости прихода

Праздник памяти святых апостолов Петра и Павла

12 июля, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, богослужение совершил настоятель храма иерей Александр Шашкин.

Поздравляем с Днём рождения директора МКОУ «Краснознаменская СОШ» Н.И. Битюцких
Новости прихода

Поздравляем с Днём рождения директора МКОУ «Краснознаменская СОШ» Н.И. Битюцких

Сегодня мы поздравляем с Днём рождения директора МКОУ «Краснознаменская средняя общеобразовательная школа» Наталью Ивановну Битюцких.

Праздник Рождества Предтечи Господня Иоанна и неделя всех святых, в земле Русской просиявших
Новости прихода

Праздник Рождества Предтечи Господня Иоанна и неделя всех святых, в земле Русской просиявших

7 июля 2024 года, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и неделю всех святых, в земле Русской просиявших, в храме Неопалимой Купины с. Олым прошла Божественная литургия.