Приходские новости
17 апреля 2025 года, Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери.
17 апреля 2025 года, Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери, иерей Александр Шашкин совершил праздничную Божественную Литургию в храме Неопалимой Купины с. Олым.
На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
На проскомидии были помянуты о здравии и об упокоении записанные в синодик и в поданных записках, а также те, о ком поступили онлайн-просьбы помолиться.
И вот утром четверга — служба, подводящая нас к желанному Причастию.
«Литургия Великого Четверга – это совершенно уникальная служба. Это день установления таинства Евхаристии, поэтому назначен самый торжественный чин, который только может быть — литургия святителя Василия Великого» (М. С. Красовицкая. Литургика, гл. 17).
И предваряется эта Литургия — вечерней. Ведь Таинство Евхаристии свершилось и было установлено именно на вечерней трапезе — Тайной Ве́чере.
Мы приходим в храм утром, но — на вечерний пир.
Но почему не вечером?
А вечером будет служба Воспоминания Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа (стояние Двенадцати Евангелий), и это будет уже утреня Великой Пятницы.
Зачем же нужно такое смешение времен? Оно есть и в другие дни богослужебного года, но в Страстную седмицу обостряется предельно.
А суть в том, что события, произошедшие два тысячелетия назад в человеческой истории, не теряя этой фактической историчности, должны быть прожиты и нами как реальность. Не только прожиты, но и осмыслены, восприняты! И эти высочайшего, Божественного, вселенского напряжения события просто не укладываются в наше «реальное» время.
Мы же не имитируем прохождение этих события «в реальном времени». Даже если бы нам физически, технически удавалась такая имитация (для чего пришлось бы забросить все дела, почти не спать, не есть, забыть всё и вся) — она не дала бы нам глубины вхождения в совершающееся. У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2Пет.3:8). А мы должны войти в тот Господень день, час, те минуты, что вмещают эти тысячи лет! И богослужение парадоксальным, невероятным образом дает нам такую возможность!
На вечерне, предшествующей Литургии святителя Василия Великого, читаются пареми́и из Ветхого Завета, говорящие о том, как Сам Творец мира впрямую обращается к человеку (Исх.19:10–19; Иов.38:1-23, 42:1-5), и о том, какую Чашу страданий будет пить Господь за людей Своих (Ис.50:4–11).
И после чтения из Апостола об учреждении Таинства Причащения (1Кор.11:23–32) прозвучит долгое, мощное составное (из трех евангелистов) евангельское чтение (Мф.26:2–20; Ин.13:3-17; Мф.26:21–39; Лк.22:43–45; Мф.26:40-27:2). Иудейские старейшины сговариваются убить Иисуса; женщина помазует ноги Его драгоценным миром; Иуда получает свои тридцать сребреников; ученики приготовляют горницу для Тайной Вечери, и вот она наступает, и Иисус омывает ноги учеников, а за трапезой предсказывает предательство Иуды, а потом причащает учеников:
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф.26:26–28).
Они выходят на Масличную гору, и Господь Иисус предрекает Петру троекратное отречение от Него еще до пения петуха. А потом — Гефсимания и моление: Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша эта; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф.26:39). И наконец арест (и поцелуй Иуды), и допрос у первосвященника Каиафы, и издевательства стражников и отречение Петра, и его горькое раскаяние… Всё до того, как Христа отвели к Пилату.
То есть мы предстоим перед тем, что было до Тайной Вечери, и тем, что будет после нее, потому что всё это — едино.
Кстати, про Гефсиманский сад, про молитву до кровавого пота и неудержимый сон учеников — только на этом богослужении мы и услышим.
И вот когда мы этим напитались, мы вкусим Тайной Вечери.
Вместо Херувимской песни, а потом вместо «Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите», будет петься, медленно и плавно, родное и знакомое:
Ве́чери Твоея та́йныя днесь, Сы́не Бо́жий, прича́стника мя приими́: не бо враго́м Твои́м та́йну пове́м, ни лобза́ния Ти дам я́ко Иу́да, но я́ко разбо́йник испове́даю Тя: помяни́ мя, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м.
"Заметим, что этот текст звучит от первого лица, это молитва, которая должна звучать в каждом сердце. И опять страшное предостережение о неуподоблении Иуде; можно принять участие в Тайной Вечери, как участвовал в ней Иуда, и от этого Церковь нас все время предостерегает в этот день" (М.С.Красовицкая).
Будем же со Христом Господом нашим в эти воистину великие, страшные, животворящие, живоносные дни!
Все новости раздела
Новости по теме

17 апреля 2025 года, Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери, иерей Александр Шашкин совершил праздничную Божественную Литургию в храме Неопалимой Купины с. Олым.
На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
На проскомидии были помянуты о здравии и об упокоении записанные в синодик и в поданных записках, а также те, о ком поступили онлайн-просьбы помолиться.
И вот утром четверга — служба, подводящая нас к желанному Причастию.
«Литургия Великого Четверга – это совершенно уникальная служба. Это день установления таинства Евхаристии, поэтому назначен самый торжественный чин, который только может быть — литургия святителя Василия Великого» (М. С. Красовицкая. Литургика, гл. 17).
И предваряется эта Литургия — вечерней. Ведь Таинство Евхаристии свершилось и было установлено именно на вечерней трапезе — Тайной Ве́чере.
Мы приходим в храм утром, но — на вечерний пир.
Но почему не вечером?
А вечером будет служба Воспоминания Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа (стояние Двенадцати Евангелий), и это будет уже утреня Великой Пятницы.
Зачем же нужно такое смешение времен? Оно есть и в другие дни богослужебного года, но в Страстную седмицу обостряется предельно.
А суть в том, что события, произошедшие два тысячелетия назад в человеческой истории, не теряя этой фактической историчности, должны быть прожиты и нами как реальность. Не только прожиты, но и осмыслены, восприняты! И эти высочайшего, Божественного, вселенского напряжения события просто не укладываются в наше «реальное» время.
Мы же не имитируем прохождение этих события «в реальном времени». Даже если бы нам физически, технически удавалась такая имитация (для чего пришлось бы забросить все дела, почти не спать, не есть, забыть всё и вся) — она не дала бы нам глубины вхождения в совершающееся. У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2Пет.3:8). А мы должны войти в тот Господень день, час, те минуты, что вмещают эти тысячи лет! И богослужение парадоксальным, невероятным образом дает нам такую возможность!
На вечерне, предшествующей Литургии святителя Василия Великого, читаются пареми́и из Ветхого Завета, говорящие о том, как Сам Творец мира впрямую обращается к человеку (Исх.19:10–19; Иов.38:1-23, 42:1-5), и о том, какую Чашу страданий будет пить Господь за людей Своих (Ис.50:4–11).
И после чтения из Апостола об учреждении Таинства Причащения (1Кор.11:23–32) прозвучит долгое, мощное составное (из трех евангелистов) евангельское чтение (Мф.26:2–20; Ин.13:3-17; Мф.26:21–39; Лк.22:43–45; Мф.26:40-27:2). Иудейские старейшины сговариваются убить Иисуса; женщина помазует ноги Его драгоценным миром; Иуда получает свои тридцать сребреников; ученики приготовляют горницу для Тайной Вечери, и вот она наступает, и Иисус омывает ноги учеников, а за трапезой предсказывает предательство Иуды, а потом причащает учеников:
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф.26:26–28).
Они выходят на Масличную гору, и Господь Иисус предрекает Петру троекратное отречение от Него еще до пения петуха. А потом — Гефсимания и моление: Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша эта; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф.26:39). И наконец арест (и поцелуй Иуды), и допрос у первосвященника Каиафы, и издевательства стражников и отречение Петра, и его горькое раскаяние… Всё до того, как Христа отвели к Пилату.
То есть мы предстоим перед тем, что было до Тайной Вечери, и тем, что будет после нее, потому что всё это — едино.
Кстати, про Гефсиманский сад, про молитву до кровавого пота и неудержимый сон учеников — только на этом богослужении мы и услышим.
И вот когда мы этим напитались, мы вкусим Тайной Вечери.
Вместо Херувимской песни, а потом вместо «Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите», будет петься, медленно и плавно, родное и знакомое:
Ве́чери Твоея та́йныя днесь, Сы́не Бо́жий, прича́стника мя приими́: не бо враго́м Твои́м та́йну пове́м, ни лобза́ния Ти дам я́ко Иу́да, но я́ко разбо́йник испове́даю Тя: помяни́ мя, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м.
"Заметим, что этот текст звучит от первого лица, это молитва, которая должна звучать в каждом сердце. И опять страшное предостережение о неуподоблении Иуде; можно принять участие в Тайной Вечери, как участвовал в ней Иуда, и от этого Церковь нас все время предостерегает в этот день" (М.С.Красовицкая).
Будем же со Христом Господом нашим в эти воистину великие, страшные, животворящие, живоносные дни!
Новости по теме
Другие новости раздела
Вечерня Великой Пятницы и утреня Великой Субботы.
Совершили вечерню Великой Пятницы с чином выноса Плащаницы Господа и утреню Великой Субботы с чином погребения Плащаницы.
Божественная Литургия в праздник Входа Господня во Иерусалим
13 апреля 2025 года, в Неделю ваий, праздник Входа Господня во Иерусалим, Вербное воскресенье, иерей Александр Шашкин совершил праздничную Божественную Литургию в храме Неопалимой Купины с. Олым.
Популярные новости
Божественная литургия в Неделю 27-ю по Пятидесятнице (Святых праотец)
29 декабря 2024 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых Праотец, в храме Неопалимой Купины с. Олым, настоятель храма иерей Александр Шашкин совершил Божественную литургию.
БОГОСЛУЖЕНИЯ В НЕДЕЛЮ 31-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
26 января 2025 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, в храме Неопалимой Купины с. Олым, настоятель храма иерей Александр Шашкин совершил Божественную литургию.
Праздник «Рождественские истории»
15-го января 2025 года в Краснознаменской СОШ Касторенского района прошёл праздник «Рождественские истории». Праздник посетил настоятель храма Неопалимой Купины с. Олым иерей Александр Шашкин.